Обводный канал
Поскольку наш Обводный канал предназначен был для нужд Адмиралтейства, переводимого из Санкт-Петербурга в Кронштадт, то и назван он был первоначально Адмиралтейским. Затем, когда Кронштадтский военный порт превратился в огромное и сложное хозяйство, примерно во второй половине 19 века, стали этот канал называть Обводным, по примеру Обводного канала в столице.
Начинается Обводный канал от Итальянского пруда и идет вдоль улицы Карла Маркса. Это — западная часть канала. Затем, под прямым углом, продолжается он вдоль Советской улицы. И этот отрезок канала является его северной частью. А потом канал опять поворачивает к морю, следуя вдоль улицы Комсомола и пересекая территорию Морского завода, впадает в Лесную гавань, что расположена рядом с нашей знаменитой Средней гаванью. Подсчитано, что территория, заключенная в прямоугольнике, ограниченном Обводным каналом, составляет 20 процентов территории исторической части Кронштадта. Именно в этом месте и находился Петровский док, с его собственным каналом, мастерскими и складами.
Пять мостов были перекинуты через Обводный канал: Синий, Советский, Пешеходный, Пеньковый и Офицерский. От Офицерского моста сегодня сохранился лишь гранитный устой — напротив Кронштадтского Дома офицеров. Этот мост специально был устроен для прохода чиновников Военного порта в здание Кронштадтского Морского Собрания.
По ту сторону Советского моста, на таком же расстоянии, как и Офицерский, находится Пешеходный мост. Он был построен в 1905 году, опять же для удобства господ-офицеров, служивших в Артиллерийском Офицерском классе, чтобы им не обходить канал. Мост неоднократно ремонтировался и модернизировался и теперь исправно служит людям. Впоследствии в здании Адмиралтейского офицерского класса находилась учебная часть Школы оружия КБФ, которая готовила командиров, торпедистов и прочих специалистов. После Великой Отечественной войны воспитанники Школы оружия посадили вдоль дорожки, ведущей к КПП, деревья. И они теперь так сильно разрослись, что получилась аллея.
При повороте Обводного канала, на пересечении улицы Карла Маркса и улиц Советской и Комсомола, устроены так называемые «резервуары» — расширения. Это для того, чтобы баржи, буксируемые по каналу, могли «разойтись», дать дорогу встречному судну.
Все мосты Обводного канала были разводными, кроме пешеходного. Но потом, когда появились автомобили, и Кронштадтский военный порт стал другим по своей оснащенности, решено было заменить мосты неразводными.
Канал и теперь, спустя 200 лет после того, как он вступил в строй, прекрасен. Гранитные глыбы, из которых он сложен, все на своем месте. Дно у канала тоже выложено гранитом. Изумительной красоты чугунная решетка облагораживает эту часть нашего Кронштадта. Она тоже очень пострадала в годы военных испытаний, но недавно была отреставрирована и приведена в порядок.
<<< Кронштадтское Морское собрание | Начало | Площадь Рошаля >>> |