На главную Карта сайта Поиск

Старый город

Пеньковый мост

Пеньковый мост по своей ширине равен ширине Октябрьской улицы. У него есть одна особенность, отличающая его от других мостов-братьев: металлическое покрытие в виде чугунных шашек. Они так красиво смотрятся, что народ прозвал эту мостовую «кружевной». Она не только красива, но и удивительно надежна.

Улицы Кронштадта были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень. Будучи в Америке, управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне по идее инженера Кнаппа. Они имели оригинальное покрытие из чугунных деталей, в виде шашек. Несколько таких шашек были доставлены в Кронштадт. В Литейной мастерской Пароходного завода, по образу привезенных чугунных шашек, были отлиты точно такие же. Решено было сделать опытную чугунную мостовую длиною 160 метров у Пенькового моста, где движение транспорта отличалось наибольшей интенсивностью. И служила эта дорога безо всяких ремонтов целых 80 лет!

В сентябре 1941 года из Москвы пришел приказ Ленинграду: отлить один миллион корпусов мин. Из них, по разнарядке, нашему Морскому заводу надо было изготовить 70 тысяч. Стали искать сырье. И оказалось, что эти старые чугунные шашки, доставшиеся нам в наследство от наших дедов-прадедов, состоят из крупнозернистого чугуна. При испытании на полигоне корпуса мин, изготовленных из этих шашек, дали наибольшее количество осколков. Приказ был выполнен. Корпуса мин отправили в Ленинград, там их начинили взрывчатыми веществами и отправили по назначению. Но наша прекрасная мостовая исчезла. Кусочек ее сохранился только здесь, на Пеньковом мосту, да вдоль ограды Петровского адмиралтейства на Якорной площади. Однако во время реконструкции Якорной площади старые шашки заменили, так что подлинниками они не являются, и только здесь, на Пеньковом мосту, можно увидеть настоящую мостовую из чугуна. Это, конечно, экспонат, но, в отличие от музейного, этот экспонат можно потрогать руками, по нему можно ходить и ездить. Чугунная мостовая представляет собою уникальный образец дорожного строительства ХIХ века. И, наверное, она, хоть и дорогая, но лучше, чем асфальт, который без конца портится и под которым земля не может дышать. А вот чугунная мостовая - и прочная, и надежная, и красивая.

<<<   Улица Петровская Начало Морской завод   >>>