На главную Карта сайта Поиск

Старый город

Итальянский дворец

Трехэтажное здание дворца, который по роскоши отделки не уступал резиденциям светлейшего князя в Петербурге и Ораниенбауме, занимало главное место в облике города. Изящные фасады были украшены барельефами, вазами, пилястрами, а крыша декорирована балюстрадой, вазами, скульптурой. Дворец князя Меньшикова был построен в двадцатых годах 18 века итальянским архитектором Иоганном Бронштейном. В строительстве и отделке здания принимали участие и другие итальянские мастера, в частности, архитектор Дж. Фонтана и, вероятно, поэтому дворец стал называться Итальянским. Перед зданием появился обширный Итальянский пруд, в зеркале которого эффектно отражался фасад дворца.

После того, как А.Д. Меншиков был арестован, его имущество конфисковано и передано в казну, здесь стала располагаться Штурманская школа во главе с известным полярным исследователем Степаном Малыгиным. Командир корабля не обязан был знать штурманское дело, и курс корабля рассчитывали выпускники школы – профессиональные штурманы.

С 1771 по 1798 год в этом здании помещался Морской кадетский корпус. С 1798 года здание было занято Штурманским училищем, преобразованным в 1896 году в Морское техническое, а позже – в Морское инженерное училище. С 1829 по 1900 год велись работы по перестройке здания, в результате появился четвертый этаж, «Штурманская башня». После пожара 1926 года здание было капитально отремонтировано и приняло современный вид. В нем начал работу Дом офицеров.

Сейчас в бывшем Итальянском дворце находится Кронштадтский матросский клуб, театр Балтфлота, телерадиокомпания «Кронштадт» 46 канал, издательство газеты «Морская». Несмотря на все переделки, это самое большое здание в Кронштадте и сегодня сохраняет характерные черты архитектуры первой четверти 18 века.

Напротив бывшего Дворца Меншикова находится Итальянский пруд. Он является частью Купеческой гавани, в которой зимовали торговые суда. На берегу стоит старинный высокий кран, с помощью которого снимали мачты и хранили их на берегу, потому что во время зимней бури они могли сломаться. Весной при помощи этого же крана их устанавливали на корабли, и они уходили в свои порты. На этом же берегу стоит красивое классическое здание, напоминающее древнегреческую постройку – это Рыбные ряды. Здесь торговали самой разнообразной рыбой и питьевой водой из Ладожского озера.

В 1815 году открылась первая в России пароходная линия. Летом сообщение Кронштадта с Петербургом в XVIII – первой половине XIX века поддерживалась парусными судами. 2 мая 1806 года регулярные рейсы стали совершать «пассажботы». В 1815 году на заводе англичанина Чарльза Берда был построен пароход. Утром 3 ноября судно с дымящей трубой вышло в первый морской рейс в Кронштадт. Через 3 часа 37 минут пароход подошел к острову Котлин. В навигацию 1817 года стали совершаться регулярные пассажирские рейсы: по два в день.

От этой пристани уходили первые пароходы в Европу, впоследствии эта пассажирская линия стала регулярной и служила налаживанию постоянных связей между Россией и европейскими странами.

<<<   Памятник П.К. Пахтусову Начало Голландская кухня   >>>