Морской завод
Завод уже отсчитал свое 150-летие. Он строился 11 лет и задуман был как пароходостроительный, и поэтому назывался пароходным. Строительство Пароходного завода, предназначавшегося не только обеспечивать нужды развивавшегося парового флота, но и для пополнения его новыми судами, началось по проекту военных инженеров в 1847 году. Это была одна из важнейших строек России того времени (подсыпка и укрепление болотистых берегов, возведение величественных заводских корпусов), которая осуществлялась руками согнанных в Кронштадт крепостных крестьян и сопровождалась неимоверными трудностями и человеческими жертвами.
Но еще задолго до окончания всех работ пришлось изменить профиль деятельности будущего завода, так как его мощностей едва могло хватить на ремонт механизмов кораблей, уже имеющихся на флоте. И завод стал судоремонтным.
4 (16 марта) 1858 года состоялось торжество по случаю открытия Пароходного завода. Со временем, участвуя во всех всемирных и всероссийских выставках, на которых изделия завода, как правило, удостаивались высших призов, предприятие было признано одним из лучших в Европе. В связи с расширением деятельности Пароходного завода, были построены сухие доки - Константиновский (1876 г.), Александровский (1896 г.), Алексеевский (1914 г.), а для хранения материалов и имущества - новые склады.
В годы первой мировой войны боевые корабли Балтийского флота приходили в Кронштадт, где ремонтировались и вооружались для новых боев с Германском флотом.
В условиях разорения и разрухи труженики Пароходного завода героически трудились, восстанавливая боеспособность кораблей Балтийского флота, приведенных из Гельсигфорса и Ревеля, в результате чего стало возможным формирование Действующего Отряда Балтийского флота для отпора эскадре англо-французских интервентов, блокировавших Кронштадт в 1919 году эскадры.
Наступили долгожданные годы мирной передышки (1921-1941), и рабочие Кронштадта сделали все, чтобы помочь стране в решении ответственной задачи - восстановления и строительства Военно-морского флота.
К началу Великой Отечественной войны Краснознаменный Балтийский флот представлял собою мощную силу. Вместе с моряками труженики Морского завода осваивали новую боевую технику и широко внедряли ее в жизнь обновленного Военно-морского флота.
Буквально в первые же часы после нападения фашистской Германии на Советский Союз, морзаводцы приступили к выполнению заданий командования. Когда фронт приблизился к Ленинграду, большая часть рабочих Морского завода отправилась добровольцами на фронт. Те, что остались на своих местах, работали, не считаясь ни с чем. К станкам встали женщины и подростки, которые самоотверженно трудились под бомбами и снарядами, выполняя нормы на 200, 350 и даже на 500%.
Величайшие испытания выпали на долю заводчан в дни блокады, но ничто не могло сломить их силу духа. Деятельность Морского завода в годы войны не прекращалась ни на минуту. Здесь не только ремонтировались катера, подводные лодки и корабли с их боевой техникой, но и изготовлялось оружие, необходимое фронту.
31 мая 1944 года Кронштадтский Морской завод был отмечен высокой правительственной наградой - Орденом Ленина. Тысячи тружеников завода были награждены орденами и медалями Советского Союза за честный труд на благо Родины.
В послевоенные годы в цехах Морского завода, дарящего вторую жизнь судам всех систем и назначений - от парусника до флагмана китобойной флотилии, была осуществлена полная реконструкция. Каждое судно, спущенное со стапелей ленинградских судостроительных заводов, обязательно проходило через золотые руки морзаводовцев, мастерство которых славилось от арктических до южных морей и от Балтики до Тихого океана.
В настоящее время Морской завод переживает не лучшие времена. Он почти не работает хотя имеет по прежнему развитую инфраструктуру. На территории завода находится пять доков. И один из них не имеет по ширине равных во всем мире.
<<< Пеньковый мост | Начало | Минная школа Балтийского флота >>> |