Адмиралтейство Императора Петра Великого
13 мая 1783 года: сгорело Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, расположенное на берегу Невы, в опасной близости от Зимнего дворца. И тогда императрица Екатерина Вторая приняла решение: старое Адмиралтейство не восстанавливать, а перевести все его службы в Кронштадт. Присмотрели место для подобного учреждения, где было много воды для тушения пожаров.
На утверждение было подано два варианта проекта. Один — от Комиссии, в которую входили члены Адмиралтейств-Коллегии адмирал А. Н. Синявин, вице-адмирал И. А. Борисов, вице-адмирал П. И. Пушин и главный командир Кронштадтского военного порта адмирал С. К. Грейг. А второй разработал по своей идее лично адмирал С. К. Грейг. Победил и был принят к исполнению проект адмирала Грейга. Этот план, признанный наиболее удачным, сослужил добрую службу городу на острове Котлин: был задан тон всему. Конечно, адмирал Грейг не был архитектором. Достаточно того, что он был прекрасным знатоком морского дела и выдающимся флотоводцем. Но его заслуга состоит в том, что он пригласил к себе в помощники, в Комиссию адмиралтейского строения в Кронштадте, молодого, но очень талантливого архитектора Михаила Николаевича Ветошникова для составления детальных проектов и ведения строительства непосредственно.
Проект 1785 года осуществлен далеко не полностью, но и то, что было построено, поражает своими размерами и целесообразностью. Дальнейшую работу продолжали архитекторы А. Н. Акутин и В. И. Баженов, который был назначен главным архитектором Адмиралтейства. До наших дней дошли две построенные по его проектам работы — Лесной сарай и Сухарный завод. Одновременно с производственными помещениями возводились и жилые дома для чиновников Адмиралтейства Петра Великого, и новые казармы для морских служителей (так назывались тогда матросы) и унтер-офицеров. Таким образом, возник настоящий военный городок, распланированный по законам геометрии. И вся эта архитектурная композиция отличается строгостью, чистотой линий, лаконичностью оформления фасадов и, естественно, изумительной практичностью. Вот уже двести лет стоят эти здания. Сколько бурь пронеслось за это время над Кронштадтом! А они — стоят, и, даст Бог, простоят еще в два раза дольше. После В. И. Баженова, работу в Адмиралтействе Петра Великого продолжали архитекторы Ч. Камерон и А. Д. Захаров — выдающиеся мастера строительного искусства. Ансамбль, созданный их трудами, в Кронштадте особенно военный городок из служительских и офицерских флигелей, — крупнейший памятник военного зодчества последней четверти восемнадцатого века. По образцам этих построек создавались по всей России казарменные помещения и жилые дома для офицеров армии и флота.
В «магазинах» (хранилищах), которые были расположены вдоль Обводного канала, хранились всевозможные припасы. Мука, крупа, сахар, овощи, мясо, как в натуральном виде, так и в консервах. В Завозном магазине отпускалась, по требованию командиров частей, водка: каждому служителю полагалась к обеду чарка. Обычай этот возник еще во времена парусного флота, когда люди страдали от сырости и холода в каютах. Искусство хранения казенного имущества служителей Адмиралтейства, будь то мука или сапоги, было отточено до тонкости. Все было в целости и сохранности, хотя и имели место кражи. И тогда, в середине девятнадцатого века, была возведена высокая кирпичная стена, отделявшая территорию, застроенную «магазинами», от остальной площади Адмиралтейства.
Главный вход на территорию Адмиралтейства Императора Петра Великого был устроен со стороны Якорной площади. Прекрасные величественные стальные ворота были покрашены черной краской. По черному полю был выложен богатый узор из позолоченных деталей, а сами ворота увенчаны богатейшей символикой нашей государственности и военного флота. Черный и золотой — императорские цвета! Ныне эти ворота закрыты наглухо. Здесь никто не ходит и не ездит.
<<< Орудие старшины 1-ой статьи Ивана Тамбасова | Начало | Макаровский мост >>> |