Храмы Кронштадта
История Кронштадта – города морской, боевой и трудовой славы тесно переплетена с его религиозной и духовной жизнью. С начала основания и до нашего времени Кронштадт был и остается многонациональным, интернациональным городом.
Здесь жили, служили, работали, приходили и уходили на военных кораблях, на торговых и пассажирских судах люди самых различных национальностей и верований. Конечно, преобладали военные – моряки и сухопутные. Тем более, Кронштадт долгое время оставался основным местом для базирования Российского флота, в котором служили не только русские, но и начиная с Петра 1 представители многих других наций и вероисповеданий. Строился город, крепость и порт. И многонациональность строителей не вызывает никакого сомнения. Ведь еще по Указу Петра 1 от 1712 года сюда, для строительства «фортеции и жилья на острове Котлине» были направлены работные люди со всей России. Участвовали в этих работах и иностранные специалисты. И жизнь, и работа этих людей должны были сопровождаться религиозными службами различных конфессий. За время существования Кронштадта здесь было около 80 культовых сооружений. Это и Соборы, и Церкви, и Часовни, и молельные дома – как православные, так и иноверческие. В строительстве Кронштадтских Храмов участвовали известнейшие архитекторы и живописцы своего времени. Перечисление этих сооружений в одной статье просто невозможно, но о некоторых из них мы сегодня вспомним.
Первая церковь на острове Котлин была построена в 1706 году. Из опасения высадки шведского десанта на Котлинскую косу, на оконечности острова солдатами пехотных полков была построена небольшая крепость – Александр-шанц.
Заботясь о религиозной жизни, Петр 1 приказал срубить на Олонецкой верфи деревянную церковь. В разобранном виде она была сплавлена по Неве к о. Котлин и в июне 1706 года торжественно освящена во Имя Преображения Господня. В некоторых источниках на это же время упоминается церковь освященная во Имя Святой Троицы. С началом активного строительства гаваней, каналов, жилых «губернских» домов, в 1717 году была построена первая городская церковь освященная во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного. И такое посвящение не случайно – Андреевский флаг развевается на кораблях Российского Военно-Морского флота и является его символом. Средства на строительство выделил лично А.Д.Меншиков и место было выделено рядом с его дворцом. 13 июля 1718 года в присутствии Петра 1 Храм был торжественно освящен. В 1720 году он становится главным храмом на о. Котлин и всего побережья. Андреевский собор до постройки Морской Богоявленской церкви обслуживал и гражданское население, и моряков флота. Именно здесь произошло знаменательное событие в истории Российского флота – впервые был совершен чин освящения Андреевского флага. Флаг был поднят над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орёл». Впоследствии, из-за ветхости, это деревянное здание было разобрано. Церковь стала располагаться в одном из губернских домов, а в 1787 году была переведена в «купецкую» церковь Успенья Святой Богородицы.
В 1723 году, с закладкой Центральной крепости, город и крепость на о. Котлин, по повелению Петра 1, стали называться Кронштадт – Коронный город. Вскоре появляется сразу несколько новых церквей. В их числе первая морская – Богоявленская в Морской слободе ( на Горе ). Её возведение осуществлялось по Указу Петра 1 от 1722 года. По проекту талантливого русского зодчего И.К. Коробова в 1728-1731 г.г. была построена деревянная, однопрестольная, крестообразная в плане церковь. Она имела высокую семиярусную колокольню, видимую даже из Петербурга и служившую ориентиром для кораблей. Храм строился корабельными и адмиралтейскими плотниками, столярами и резчиками, преимущественно на средства порта и пожертвования моряков. В верхних ярусах колокольни находились часы и часовой колокол, здесь же размещались и солнечные часы. Более ста лет простояла эта церковь, но в 1841 году была разобрана из-за ветхости. Затем церковь располагалась в разных местах и зданиях. Морская Богоявленская церковь была очень известным и любимым моряками храмом. Здесь отмечались самые различные и важнейшие события флота России, служили молебны и морских победах и панихиды по погибшим морякам. В храме хранились морские реликвии и судовые иконы. Но проходило время. Нужда в новом храме становилась все острее. В 1896 году Главный Командир Кронщтадтского порта адмирал Н.И.Казнаков, на обращение моряков, получил Высочайшее разрешение на постройку нового каменного морского собора-памятника, взамен деревянной Богоявленской церкви. Внаше время о Богоявленской церкви напоминает небольшая каменная действующая Богоявленская часовня. Она была построена к 200-летию Кронштадта у Петроградских ворот.
Преемником традиций Богоявленской церкви стал Кронштадтский Морской собор во Имя Святителя Николая Чудотворца. Он по праву считается символом Кронштадта. В обращении к императору излагалась просьба построить Морской собор «который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота». Он расположен в географическом и политическом центре Кронштадта на главной площади города – Якорной. Архитектор В.А.Косяков при его сооружении за основу взял Софийский собор в Константинополе. В свое время это был самый главный и самый старый храм православия. Морской собор хорошо виден с моря, его высота около 71 метра. Собор строился на средства Морского ведомства и личные пожертвования. Вместимость до пяти тысяч молящихся одновременно. Купол был расписан как ночное звездное небо, на полах богатейшая мозаика – изображающая море. Внутри на стенах были прикреплены 150 больших полированных мраморных и гранитных плит, на которых поименно, поэкипажно обозначены прославившиеся «… боевыми подвигами и оказавших услуги Отечеству на поприще военно-морской службы. Через это наглядное изображение на стенах храма истории флота, отошедшим в вечность морякам-героям воздан будет долг благодарной памяти со стороны русского народа, а настоящим и будущим поколениям морских чинов, в поучение и назидание, представлены будут высокие образцы мужества, самоотвержения и любви к Родине». Причем , надписи за всю историю Российского флота, по всем морям и океанам, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Это Главный Морской Храм России. До 1929 года Собор был действующим. Затем кресты, колокола, внутренние убранства и памятные плиты были утрачены. В Храме в разные времена находились : дом культуры имени Горького, кино-концертный зал, филиал Дома оицеров. В октябре 2002 года состоялось освящение и установка новосозданного Креста над главным куполом Морского собора. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский провел службу.Филиал Дома офицеров и театр выведены из Собора, но вопрос о передаче церкви и ведения службы стоит очень сложно и больно. На втором ярусе по всему периметру Собора находится Музей «Кронштадтская крепость», филиал Центрального Военно-Морского . Изначально, при Соборе находились музейные реликвии для «прославления воинского долга и воинского подвига».
Для обслуживания чинов сухопутного крепостного гарнизона, с середины ХУШ века существовал единственный гарнизонный храм – деревянная церковь Владимирской иконы Божией Матери. В 1874 года во время большого пожара она сгорела. В 1875-1879 г.г. на её месте по проекту архитектора Х.И. Грейфана был построен новый храм, который вмещал до трех тысяч молящихся. В нем находилась очень почитаемая Владимирская икона Божией Матери, копия 1703 года с известной чудотворной иконы. В 1902 году церковь переосвятили в Собор. В 1920-х годах Собор закрыли и в нем пытались расположить различные заведения, пытались взрывать. В 1994 году в Соборе, признанным памятником архитектуры федерального значения, начались восстановительные работы. 8 сентября 1997 года здесь состоялось первое после закрытия богослужение. Сейчас это единственный в Кронштадте действующий Собор.
Конечно, число флотских и армейских храмов в Кронштадте было значительным. Кроме уже упоминавшихся Богоявленском и продолжившим его роль и традиции Морском соборе, гарнизонном соборе Владимирской иконо Божией Матери, действовали церкви при Морском и Сухопутном манежах, при флотских экипажах и пехотных полках квартировавших в Кронштадте, при тюрьмах, госпитале, училищах, фортах и укреплениях, на кладбищах.
Гражданское население Кронштадта представляли в основном купцы, моряки гражданских судов и люди обслуживающие флот, порт и крепость. Главным храмом для них был Андреевский городской Собор. Это та самая первая церковь Кронштадта, освященная в 1717 году во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного. В 1804 году архитектор Ч. Камерон составляет проект нового каменного собора, который был заложен 20 июня 1805 года в присутствии императора Александра 1. Освятил это событие Петербургский митрополит Амвросий. Эти торжества стали грандиозным праздником. В дальнейшем исправления проекта и начало строительства вел Главный архитектор Адмиралтейства А. Захаров . 20 августа 1817 года собор был торжественно освящен. За время существования храм трижды расширялся. Но, об этом Соборе нужно говорить отдельно. Именно в нем 53 года вел службу великий «Молитвенник земли Русской» Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Это еще одна страница в славной истории Кронштадта. В 1932 году Андреевский собор был разрушен. 30 декабря 2002 года на его месте установлен памятный камень. В квартире батюшки Иоанна Кронштадтского ныне постоянно ведется служба.
Одновременно с многочисленными православными храмами в Кронштадте имелось большое количество инославных и иноверческих храмов. Одним из первых, еще в 1707 году, упоминается евангелическая лютеранская церковь во Имя Святой Елизаветы, которая находилась в доме адмирала К.И. Крюйса. Затем на Петербургской площади была построена деревянная церковь, сгоревшая в 1833 году. На её месте, по проекту архитектора Э. Анерта, в 1834-1836 г.г. была выстроена каменная церковь. В 1925 году церковь Святой Елизаветы была закрыта. Сейчас в этом здании находятся производственные помещения Водоканала. Рядом с церковью Святой Елизаветы в 1868 году была построена новая лютеранская церковь Святителя Николая. Это здание, построенное в готико-романском стиле , простояло до 1930-х годов, было разрушено. Участь кирхи Святителя Николая разделил и римско-католический (польский) костел во Имя Святых Апостолов Петра и Павла. Католики – служители флота и члены их семей, жили в Кронштадте еще с ХУШ века. Первая католическая часовня была освящена во Имя Апостола Павла в 1797 году. В 1837 году по Высочайшему повелению императора Николая 1 начинается строительство нового каменного храма на углу Николаевского проспекта и Кронштадтской улицы. 6 августа 1850 года, после полного завершения работ, было совершено торжественное освящение храма, хотя служба здесь велась с октября 1843 года. Здание – круглое в плане, вход украшал четырехколонный коринфский портик. На хорах был установлен одиннадцати регистровый орган. В декабре 1941 года костела не стало.
Одними из первых торговых судов и людей занимающихся торговыми делами в Кронштадте оказались англичане. Много их служило и в Российском флоте. Уже в 1737 году в Кронштадте существовала англиканская церковь. До 1820 года она располагалась в разных местах в деревянных помещениях и зданиях. В этом году, на углу улиц Андреевской и Александровской упоминается каменный фундамент церкви. В 1822 году церковь числится как постоянно действующая. К началу ХХ века англичан в городе осталось совсем немного. Церковь была упразднена и здание продано К.Н. Туркину. Купец, в свою очередь, пожертвовал его православному эстонскому приходу. Ныне здание находится в распоряжении прихода Владимирского собора.
С 1903 года в Кронштадте существовала домовая старообрядческая молельня – церковь во Имя Казанской иконы Божией Матери и устроена она была в квартире купчихи Коноваловой в доме №12 на Сайдашной (Велещинского) улице. Она служила для чинов Морского и Сухопутного ведомств, портовых мастеровых и рабочих. Просуществовал храм до июня 1927 года, затем был закрыт.
Существовала в Кронштадте и Мечеть. Мусульмане служили и в Морском и Сухопутном ведомствах, постоянно проживали работающие в городе, многие приезжали на сезонные работы. Мечеть располагалась в одном из деревянных домов Морского Ведомства на углу улиц Петербургской и Чеботаревой (Комсомола). Был даже проект Соборной Мечети в Кронштадте, составленный архитектором Г.А. Косяковым, но он так и не был осуществлен. Мусульманская община прекратила свое существование в 1929 году.
В разное время, вблизи Петербургских ворот, затем на Посадской и Флотской улицах была устроена небольшая домовая синагога. Кронштадтская городская еврейская синагога завершила свою службу в 1929 году.
Конечно же, многонациональность кронштадта привела к появлению не только храмов, но и кладбищ по национальной, вероисповедной и служебной принадлежности. К 1918 году действовали семь кладбищ : два православных – городское и военное; два лютеранских, а также католическое, еврейское и магометанское. При них церкви и часовни. Кронштадтский некрополь имеет большое историко-культурное значение.
И хочется завершить статью словами, которые когда-то говорили о Кронштадте : « ЗЕМЛЯ ПОЦЕЛОВАННАЯ БОГОМ !»
Здесь жили, служили, работали, приходили и уходили на военных кораблях, на торговых и пассажирских судах люди самых различных национальностей и верований. Конечно, преобладали военные – моряки и сухопутные. Тем более, Кронштадт долгое время оставался основным местом для базирования Российского флота, в котором служили не только русские, но и начиная с Петра 1 представители многих других наций и вероисповеданий. Строился город, крепость и порт. И многонациональность строителей не вызывает никакого сомнения. Ведь еще по Указу Петра 1 от 1712 года сюда, для строительства «фортеции и жилья на острове Котлине» были направлены работные люди со всей России. Участвовали в этих работах и иностранные специалисты. И жизнь, и работа этих людей должны были сопровождаться религиозными службами различных конфессий. За время существования Кронштадта здесь было около 80 культовых сооружений. Это и Соборы, и Церкви, и Часовни, и молельные дома – как православные, так и иноверческие. В строительстве Кронштадтских Храмов участвовали известнейшие архитекторы и живописцы своего времени. Перечисление этих сооружений в одной статье просто невозможно, но о некоторых из них мы сегодня вспомним.
Первая церковь на острове Котлин была построена в 1706 году. Из опасения высадки шведского десанта на Котлинскую косу, на оконечности острова солдатами пехотных полков была построена небольшая крепость – Александр-шанц.
Заботясь о религиозной жизни, Петр 1 приказал срубить на Олонецкой верфи деревянную церковь. В разобранном виде она была сплавлена по Неве к о. Котлин и в июне 1706 года торжественно освящена во Имя Преображения Господня. В некоторых источниках на это же время упоминается церковь освященная во Имя Святой Троицы. С началом активного строительства гаваней, каналов, жилых «губернских» домов, в 1717 году была построена первая городская церковь освященная во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного. И такое посвящение не случайно – Андреевский флаг развевается на кораблях Российского Военно-Морского флота и является его символом. Средства на строительство выделил лично А.Д.Меншиков и место было выделено рядом с его дворцом. 13 июля 1718 года в присутствии Петра 1 Храм был торжественно освящен. В 1720 году он становится главным храмом на о. Котлин и всего побережья. Андреевский собор до постройки Морской Богоявленской церкви обслуживал и гражданское население, и моряков флота. Именно здесь произошло знаменательное событие в истории Российского флота – впервые был совершен чин освящения Андреевского флага. Флаг был поднят над кораблем «Святитель Николай» и фрегатом «Орёл». Впоследствии, из-за ветхости, это деревянное здание было разобрано. Церковь стала располагаться в одном из губернских домов, а в 1787 году была переведена в «купецкую» церковь Успенья Святой Богородицы.
В 1723 году, с закладкой Центральной крепости, город и крепость на о. Котлин, по повелению Петра 1, стали называться Кронштадт – Коронный город. Вскоре появляется сразу несколько новых церквей. В их числе первая морская – Богоявленская в Морской слободе ( на Горе ). Её возведение осуществлялось по Указу Петра 1 от 1722 года. По проекту талантливого русского зодчего И.К. Коробова в 1728-1731 г.г. была построена деревянная, однопрестольная, крестообразная в плане церковь. Она имела высокую семиярусную колокольню, видимую даже из Петербурга и служившую ориентиром для кораблей. Храм строился корабельными и адмиралтейскими плотниками, столярами и резчиками, преимущественно на средства порта и пожертвования моряков. В верхних ярусах колокольни находились часы и часовой колокол, здесь же размещались и солнечные часы. Более ста лет простояла эта церковь, но в 1841 году была разобрана из-за ветхости. Затем церковь располагалась в разных местах и зданиях. Морская Богоявленская церковь была очень известным и любимым моряками храмом. Здесь отмечались самые различные и важнейшие события флота России, служили молебны и морских победах и панихиды по погибшим морякам. В храме хранились морские реликвии и судовые иконы. Но проходило время. Нужда в новом храме становилась все острее. В 1896 году Главный Командир Кронщтадтского порта адмирал Н.И.Казнаков, на обращение моряков, получил Высочайшее разрешение на постройку нового каменного морского собора-памятника, взамен деревянной Богоявленской церкви. Внаше время о Богоявленской церкви напоминает небольшая каменная действующая Богоявленская часовня. Она была построена к 200-летию Кронштадта у Петроградских ворот.
Преемником традиций Богоявленской церкви стал Кронштадтский Морской собор во Имя Святителя Николая Чудотворца. Он по праву считается символом Кронштадта. В обращении к императору излагалась просьба построить Морской собор «который своим величием отвечал бы значению Кронштадта как колыбели русского флота и являлся бы достойным памятником как чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, так и выдающимся деятелям, способствовавшим развитию и славе флота». Он расположен в географическом и политическом центре Кронштадта на главной площади города – Якорной. Архитектор В.А.Косяков при его сооружении за основу взял Софийский собор в Константинополе. В свое время это был самый главный и самый старый храм православия. Морской собор хорошо виден с моря, его высота около 71 метра. Собор строился на средства Морского ведомства и личные пожертвования. Вместимость до пяти тысяч молящихся одновременно. Купол был расписан как ночное звездное небо, на полах богатейшая мозаика – изображающая море. Внутри на стенах были прикреплены 150 больших полированных мраморных и гранитных плит, на которых поименно, поэкипажно обозначены прославившиеся «… боевыми подвигами и оказавших услуги Отечеству на поприще военно-морской службы. Через это наглядное изображение на стенах храма истории флота, отошедшим в вечность морякам-героям воздан будет долг благодарной памяти со стороны русского народа, а настоящим и будущим поколениям морских чинов, в поучение и назидание, представлены будут высокие образцы мужества, самоотвержения и любви к Родине». Причем , надписи за всю историю Российского флота, по всем морям и океанам, вне зависимости от национальности и вероисповедания. Это Главный Морской Храм России. До 1929 года Собор был действующим. Затем кресты, колокола, внутренние убранства и памятные плиты были утрачены. В Храме в разные времена находились : дом культуры имени Горького, кино-концертный зал, филиал Дома оицеров. В октябре 2002 года состоялось освящение и установка новосозданного Креста над главным куполом Морского собора. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский провел службу.Филиал Дома офицеров и театр выведены из Собора, но вопрос о передаче церкви и ведения службы стоит очень сложно и больно. На втором ярусе по всему периметру Собора находится Музей «Кронштадтская крепость», филиал Центрального Военно-Морского . Изначально, при Соборе находились музейные реликвии для «прославления воинского долга и воинского подвига».
Для обслуживания чинов сухопутного крепостного гарнизона, с середины ХУШ века существовал единственный гарнизонный храм – деревянная церковь Владимирской иконы Божией Матери. В 1874 года во время большого пожара она сгорела. В 1875-1879 г.г. на её месте по проекту архитектора Х.И. Грейфана был построен новый храм, который вмещал до трех тысяч молящихся. В нем находилась очень почитаемая Владимирская икона Божией Матери, копия 1703 года с известной чудотворной иконы. В 1902 году церковь переосвятили в Собор. В 1920-х годах Собор закрыли и в нем пытались расположить различные заведения, пытались взрывать. В 1994 году в Соборе, признанным памятником архитектуры федерального значения, начались восстановительные работы. 8 сентября 1997 года здесь состоялось первое после закрытия богослужение. Сейчас это единственный в Кронштадте действующий Собор.
Конечно, число флотских и армейских храмов в Кронштадте было значительным. Кроме уже упоминавшихся Богоявленском и продолжившим его роль и традиции Морском соборе, гарнизонном соборе Владимирской иконо Божией Матери, действовали церкви при Морском и Сухопутном манежах, при флотских экипажах и пехотных полках квартировавших в Кронштадте, при тюрьмах, госпитале, училищах, фортах и укреплениях, на кладбищах.
Гражданское население Кронштадта представляли в основном купцы, моряки гражданских судов и люди обслуживающие флот, порт и крепость. Главным храмом для них был Андреевский городской Собор. Это та самая первая церковь Кронштадта, освященная в 1717 году во Имя Святого Апостола Андрея Первозванного. В 1804 году архитектор Ч. Камерон составляет проект нового каменного собора, который был заложен 20 июня 1805 года в присутствии императора Александра 1. Освятил это событие Петербургский митрополит Амвросий. Эти торжества стали грандиозным праздником. В дальнейшем исправления проекта и начало строительства вел Главный архитектор Адмиралтейства А. Захаров . 20 августа 1817 года собор был торжественно освящен. За время существования храм трижды расширялся. Но, об этом Соборе нужно говорить отдельно. Именно в нем 53 года вел службу великий «Молитвенник земли Русской» Святой Праведный Иоанн Кронштадтский. Это еще одна страница в славной истории Кронштадта. В 1932 году Андреевский собор был разрушен. 30 декабря 2002 года на его месте установлен памятный камень. В квартире батюшки Иоанна Кронштадтского ныне постоянно ведется служба.
Одновременно с многочисленными православными храмами в Кронштадте имелось большое количество инославных и иноверческих храмов. Одним из первых, еще в 1707 году, упоминается евангелическая лютеранская церковь во Имя Святой Елизаветы, которая находилась в доме адмирала К.И. Крюйса. Затем на Петербургской площади была построена деревянная церковь, сгоревшая в 1833 году. На её месте, по проекту архитектора Э. Анерта, в 1834-1836 г.г. была выстроена каменная церковь. В 1925 году церковь Святой Елизаветы была закрыта. Сейчас в этом здании находятся производственные помещения Водоканала. Рядом с церковью Святой Елизаветы в 1868 году была построена новая лютеранская церковь Святителя Николая. Это здание, построенное в готико-романском стиле , простояло до 1930-х годов, было разрушено. Участь кирхи Святителя Николая разделил и римско-католический (польский) костел во Имя Святых Апостолов Петра и Павла. Католики – служители флота и члены их семей, жили в Кронштадте еще с ХУШ века. Первая католическая часовня была освящена во Имя Апостола Павла в 1797 году. В 1837 году по Высочайшему повелению императора Николая 1 начинается строительство нового каменного храма на углу Николаевского проспекта и Кронштадтской улицы. 6 августа 1850 года, после полного завершения работ, было совершено торжественное освящение храма, хотя служба здесь велась с октября 1843 года. Здание – круглое в плане, вход украшал четырехколонный коринфский портик. На хорах был установлен одиннадцати регистровый орган. В декабре 1941 года костела не стало.
Одними из первых торговых судов и людей занимающихся торговыми делами в Кронштадте оказались англичане. Много их служило и в Российском флоте. Уже в 1737 году в Кронштадте существовала англиканская церковь. До 1820 года она располагалась в разных местах в деревянных помещениях и зданиях. В этом году, на углу улиц Андреевской и Александровской упоминается каменный фундамент церкви. В 1822 году церковь числится как постоянно действующая. К началу ХХ века англичан в городе осталось совсем немного. Церковь была упразднена и здание продано К.Н. Туркину. Купец, в свою очередь, пожертвовал его православному эстонскому приходу. Ныне здание находится в распоряжении прихода Владимирского собора.
С 1903 года в Кронштадте существовала домовая старообрядческая молельня – церковь во Имя Казанской иконы Божией Матери и устроена она была в квартире купчихи Коноваловой в доме №12 на Сайдашной (Велещинского) улице. Она служила для чинов Морского и Сухопутного ведомств, портовых мастеровых и рабочих. Просуществовал храм до июня 1927 года, затем был закрыт.
Существовала в Кронштадте и Мечеть. Мусульмане служили и в Морском и Сухопутном ведомствах, постоянно проживали работающие в городе, многие приезжали на сезонные работы. Мечеть располагалась в одном из деревянных домов Морского Ведомства на углу улиц Петербургской и Чеботаревой (Комсомола). Был даже проект Соборной Мечети в Кронштадте, составленный архитектором Г.А. Косяковым, но он так и не был осуществлен. Мусульманская община прекратила свое существование в 1929 году.
В разное время, вблизи Петербургских ворот, затем на Посадской и Флотской улицах была устроена небольшая домовая синагога. Кронштадтская городская еврейская синагога завершила свою службу в 1929 году.
Конечно же, многонациональность кронштадта привела к появлению не только храмов, но и кладбищ по национальной, вероисповедной и служебной принадлежности. К 1918 году действовали семь кладбищ : два православных – городское и военное; два лютеранских, а также католическое, еврейское и магометанское. При них церкви и часовни. Кронштадтский некрополь имеет большое историко-культурное значение.
И хочется завершить статью словами, которые когда-то говорили о Кронштадте : « ЗЕМЛЯ ПОЦЕЛОВАННАЯ БОГОМ !»
<<< Роль позабытого Кронштадтского Сражения осенью 1941 года в Великой Отечественной войне | Начало |