На главную Карта сайта Поиск

Вступление, карты финского залива

Южные форты

Береговые форты

Северные форты


Кронштадтская крепость основана одновременно с новой столицей Российской империи - Санкт-Петербургом в 1703 году, как неотъемлемая часть ее оборонительной системы. За 200 лет своего развития стала одной из крупнейших военно- морских крепостей в мире.

Кронштадтская крепость была в числе передовых по уровню военно-технической и архитектурной мысли. Использование объективных географических условий для эффективной защиты столицы было гениальной находкой Петра I. Развитие его идей в последующие годы довело до совершенства систему оборонительных сооружений в восточной части Финского залива и сделало Петербург неприступным со стороны Балтийского моря в годы последней войны.

Исторический процесс формирования цепи оборонительных сооружений Кронштадтской крепости продолжался с 1704 года по 1896 годы. Первый форт “Кроншлот” построен в 1704 году по проекту и под руководством самого Петра I.

Развитие крепости шло за счет расширения и усиления крепости непосредственно на о. Котлин, так и за счет строительства морских фортов на искусственных островах и берегах Финского залива. Всего построен 21 форт, из них морских -17.

После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море боевые действия не велись. С 1799 года в ожидании появления французского флота начался новый этап строительства - был построен (в 1812 г.) на ряжах форт “Рисбанк” (Павел I). В 1839 году начался новый этап строительства, сначала был заложен четырех ярусный казематный форт Александр I. В 1854-55 годах начинается развернутое строительство новой оборонительной линии, состоящей из нескольких фортов к югу и к северу от острова Котлин - Южных батарей №1,2,3 и Северных батарей №1,2,3,4,6,7. Это были дерево - земляные сооружения нескольких типов по форме и размерам. В 1862-68 годах большинство из них перестроены в каменно - земляные. Последний этап в строительстве морских фортов приходится на конец XIX - начало XX веков. В этот период были построены два крупнейших много батарейных форта первой линии обороны Тотлебен и Обручев.

Таким образом, все 17 морских фортов вошли в “ожерелье” крепости Кронштадт, которая стала непреодолимой преградой на морском пути в Санкт-Петербург.

В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели - защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.

Важную роль форты крепости сыграли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ее окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно. Такое использование, непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и невыполнение охранного статуса, а также последствия строительства Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений с использованием фортов Константин, северная батарея № 3,7 - все это принесло значительный ущерб фортам и фортификационным сооружениям на них.

Источник текста: cronshtadt.ru

Начало Пользователи Кронштадтских фортов   >>>