Вступление, карты финского залива
Южные форты- 1-й Южный форт
- 2-й Южный форт
- 3-й Южный форт (Милютин)
- Форт Павел I
- Форт Константин
- Форт Александр I (Чумный)
- Форт Петр I
- Форт Кроншлот
- Батарея Меньшиков
Береговые форты
- Форт Шанец
- Форт Риф
- Город Крепость
Северные форты
- 1-й Северный форт
- 2-й Северный форт
- 3-й Северный форт
- 4-й Северный форт (Зверев)
- 5-й Северный форт
- 6-й Северный форт
- 7-й Северный форт
- Форт Обручев (Красноармейский)
- Форт Тотлебен (Первомайский)
Кронштадтская крепость основана одновременно с новой столицей Российской империи - Санкт-Петербургом в 1703 году, как неотъемлемая часть ее оборонительной системы. За 200 лет своего развития стала одной из крупнейших военно- морских крепостей в мире.
Кронштадтская крепость была в числе передовых по уровню военно-технической и архитектурной мысли. Использование объективных географических условий для эффективной защиты столицы было гениальной находкой Петра I. Развитие его идей в последующие годы довело до совершенства систему оборонительных сооружений в восточной части Финского залива и сделало Петербург неприступным со стороны Балтийского моря в годы последней войны.
Исторический процесс формирования цепи оборонительных сооружений Кронштадтской крепости продолжался с 1704 года по 1896 годы. Первый форт “Кроншлот” построен в 1704 году по проекту и под руководством самого Петра I.
Развитие крепости шло за счет расширения и усиления крепости непосредственно на о. Котлин, так и за счет строительства морских фортов на искусственных островах и берегах Финского залива. Всего построен 21 форт, из них морских -17.
После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море боевые действия не велись. С 1799 года в ожидании появления французского флота начался новый этап строительства - был построен (в 1812 г.) на ряжах форт “Рисбанк” (Павел I). В 1839 году начался новый этап строительства, сначала был заложен четырех ярусный казематный форт Александр I. В 1854-55 годах начинается развернутое строительство новой оборонительной линии, состоящей из нескольких фортов к югу и к северу от острова Котлин - Южных батарей №1,2,3 и Северных батарей №1,2,3,4,6,7. Это были дерево - земляные сооружения нескольких типов по форме и размерам. В 1862-68 годах большинство из них перестроены в каменно - земляные. Последний этап в строительстве морских фортов приходится на конец XIX - начало XX веков. В этот период были построены два крупнейших много батарейных форта первой линии обороны Тотлебен и Обручев.
Таким образом, все 17 морских фортов вошли в “ожерелье” крепости Кронштадт, которая стала непреодолимой преградой на морском пути в Санкт-Петербург.
В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели - защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.
Важную роль форты крепости сыграли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ее окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно. Такое использование, непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и невыполнение охранного статуса, а также последствия строительства Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений с использованием фортов Константин, северная батарея № 3,7 - все это принесло значительный ущерб фортам и фортификационным сооружениям на них.
Источник текста: cronshtadt.ru
Кронштадтская крепость была в числе передовых по уровню военно-технической и архитектурной мысли. Использование объективных географических условий для эффективной защиты столицы было гениальной находкой Петра I. Развитие его идей в последующие годы довело до совершенства систему оборонительных сооружений в восточной части Финского залива и сделало Петербург неприступным со стороны Балтийского моря в годы последней войны.
Исторический процесс формирования цепи оборонительных сооружений Кронштадтской крепости продолжался с 1704 года по 1896 годы. Первый форт “Кроншлот” построен в 1704 году по проекту и под руководством самого Петра I.
Развитие крепости шло за счет расширения и усиления крепости непосредственно на о. Котлин, так и за счет строительства морских фортов на искусственных островах и берегах Финского залива. Всего построен 21 форт, из них морских -17.
После смерти Петра I форты длительное время не укреплялись, поскольку на Балтийском море боевые действия не велись. С 1799 года в ожидании появления французского флота начался новый этап строительства - был построен (в 1812 г.) на ряжах форт “Рисбанк” (Павел I). В 1839 году начался новый этап строительства, сначала был заложен четырех ярусный казематный форт Александр I. В 1854-55 годах начинается развернутое строительство новой оборонительной линии, состоящей из нескольких фортов к югу и к северу от острова Котлин - Южных батарей №1,2,3 и Северных батарей №1,2,3,4,6,7. Это были дерево - земляные сооружения нескольких типов по форме и размерам. В 1862-68 годах большинство из них перестроены в каменно - земляные. Последний этап в строительстве морских фортов приходится на конец XIX - начало XX веков. В этот период были построены два крупнейших много батарейных форта первой линии обороны Тотлебен и Обручев.
Таким образом, все 17 морских фортов вошли в “ожерелье” крепости Кронштадт, которая стала непреодолимой преградой на морском пути в Санкт-Петербург.
В законченном виде Кронштадтская крепость представляла собой единый комплекс, служивший единой цели - защите столицы Российской империи. Все элементы этого комплекса были тесно взаимосвязаны, занимая каждый определенное место. Вместе с тем, каждый элемент (форт или батарея) мог существовать в известной степени, автономно, имел независимые системы инженерного обеспечения, склады топлива и продовольствия, кухни и жилье.
Важную роль форты крепости сыграли в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. С ее окончанием надобность в фортах, как защитных сооружениях отпала. Во время реформы ВС СССР 1957-1961 гг. Кронштадтская крепость списана, форты разоружены, постепенно был произведен демонтаж оборонительного оснащения. Длительное время эти памятники истории, представляющие не только военный, но и архитектурный интерес, использовались Ленинградской ВМБ и другими организациями бесконтрольно. Такое использование, непонимание ценности комплекса и его отдельных сооружений, хаос в системе пользователей и невыполнение охранного статуса, а также последствия строительства Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений с использованием фортов Константин, северная батарея № 3,7 - все это принесло значительный ущерб фортам и фортификационным сооружениям на них.
Источник текста: cronshtadt.ru
Начало | Пользователи Кронштадтских фортов >>> |